Как подтолкнуть ребенка на изучение языков без слез и криков
Любое действие и деятельность существуют только при наличии оптимальной доли мотивации. Независимо от вида (положительная или отрицательная, внешняя или внутренняя, ситуационная или постоянная) мотивация определяется как совокупность факторов и процессов, которые побуждают к жизненно важным целям и направляют поведение на удовлетворение потребностей (Витис Вилюнас, “Психологические механизмы мотивации человека”). В этой статье рассматриваем виды мотивации, находим необходимый уровень и разбираемся, как формировать мотивацию к изучению иностранного языка.
Виды мотивации. Как понять, что ее достаточно?
- Директор компании поощряет премией наиболее продуктивного сотрудника, учитель ставит хорошую оценку за школьный проект, мама угощает ребенка десертом за выполнение домашней работы, пешеход получает штраф за переход проезжей части в неположенном месте. Все это — примеры внешней мотивации. Как и внутренняя, она побуждает человека к действию, но всегда является результатом влияния факторов со стороны, влияния какой-то ситуации. Поэтому в некоторых трудах ее называют ситуационной. Внутренняя мотивация связана не с внешними стимулами, а с желаниями самого человека. В пример можно привести путешественника, который снимает видео для своего блога в поездках, тратит часы на монтаж и написание сценария. Ему нравится сам процесс, мотивация развиваться в этом направлении живет внутри него.
- Как внешняя, так и внутренняя мотивация могут быть положительными или отрицательными. Приведем примеры из области обучения иностранным языкам. Положительной внешней мотивацией будет похвала от преподавателя финского языка за верное выполнение задания. Отрицательная внутренняя мотивация — боязнь опоздать на урок и пропустить объяснение интересного материала, игру, активность в группе.
- Мотивация может быть ситуативной или постоянной. Ситуативную не следует путать с уже рассмотренной ситуационной. Ключевым моментом здесь будет не влияние внешнего фактора, а отрезок времени, в течение которого человек готов выполнять или не выполнять действие. Другими словами, это временная мотивация. Пример — сдать экзамен и поступить в университет. После достижения цели у студента появятся другие мотивы. Постоянная мотивация говорит сама за себя: выполнять действие максимально долгое время. Это как соблюдать правила дорожного движения, чтобы не попасть под машину. Вряд ли кто-то будет следовать этому один день, а на следующий станет подвергать опасности себя или свою семью.
Почему нужна именно оптимальная мотивация? Слишком слабая не подталкивает к действию, а слишком сильная, наоборот, быстрее истощает и снижает продуктивность. В пример можно привести просмотр сериала на английском языке в образовательных целях. Если найти что-то очень простое, после нескольких серий интерес угаснет. То же самое случится и со слишком сложным фильмом не для вашего уровня. Иногда утратить мотивацию можно в случае чрезмерной похвалы. Все больше начинаешь задумываться о своем профессионализме и уникальности, не видишь смысла в дальнейшем росте.
Оптимум мотивации — общепринятый термин, который был введен в психологию после исследований Роберта Йеркса и Джона Додсона. Ученые ставили эксперимент с лабиринтом и животными, пытающимися найти выход под воздействием электрического тока. Еще тогда ученые заметили, что мотивация животных к освобождению была наиболее сильной при средней интенсивности ударов током. Похожий опыт проводили и с группой людей. Им поставили задачу и пообещали денежное вознаграждение, постепенно увеличивая сумму. Мотивация росла до тех пор, пока сумма не становилась слишком большой, что приводило к неуверенности в себе, высокой степени ответственности и боязни сделать ошибку. Так и подтвердилось существование оптимума мотивации, который остается уникальным показателем для каждого из нас.
Советы родителю: как формировать мотивацию к иностранному языку
Если бы напоминания “учи английский, пригодится” работали, к возрасту 16-17 лет, пожалуй, каждый владел бы несколькими иностранными языками. Но, как мы уже обсуждали, внешние факторы не всегда являются достаточными для появления мотивации. Если мама с папой хотят, чтобы у ребенка была внутренняя мотивация, чтобы он сам занимался без напоминаний, нужно обратить внимание на несколько моментов.
Во-первых, как иностранный язык преподается в школе. Вполне возможно, что учитель не успевает уделить внимание каждому, что торопится “прогнать” программу до каникул или забывает об играх в учебном процессе. Это не от того, что учитель не является профессионалом, это просто отдельный способ учить языку. Во-вторых, есть ли в учебном процессе игры. Да, игрой можно мотивировать лучше, чем наставлениями и внешними бонусами. С помощью игры педагог прививает любовь к языку, подогревает интерес. Ребенок чувствует себя не пассивным слушателем на уроке, а активным героем событий, может сам менять реальность и смотреть, что произойдет. В-третьих, сколько времени в неделю ребенок тратит на иностранный язык. Как правило, показатель в 4-5 часов является оптимальным, чтобы школьник не переутомился, но и не забывал пройденное. В эти часы могут входить домашние беседы (если кто-то из родителей владеет языком), просмотр любимых фильмов, чтение книг с мамой и папой, дополнительные занятия с репетитором или в языковой школе.
Теперь более конкретные советы о том, как повышать мотивацию:
- Играйте
- Путешествуйте всей семьей
- Найдите увлекательные дополнительные занятия
- Сочиняйте сказки
- Переводите мультфильмы
- Дайте ребенку шанс пользоваться своими навыками (в путешествиях или дома)
- Просите ребенка, чтобы он вас учил
- Рисуйте коллажи и плакаты
- Отмечайте вместе праздники страны изучаемого языка
- Заведите общего друга иностранца
Что делают преподаватели Инициативы
В Центре Инициатива ребята учатся по системе CLIL. Это предметно-языковое интегрированное обучение, когда ученики осваивают язык не как «предмет», а как «инструмент» для изучения других предметов, общения, самовыражения. Дети в буквальном смысле выращивают картофель и сортируют мусор, рисуют карту для иностранцев, приезжающих в Карелию, и снимают фильмы о редких животных, мастерят кормушки и занимаются йогой. Только все это происходит с применением английского (раздел “Проекты” включен в каждую тему красочного учебника), финского или китайского языков. Мотивация повышается, а при этом развиваются не только языковые навыки, но также творческие способности, пространственное мышление, мелкая моторика.
Педагоги также придумывают для ребят челленджи и конкурсы, в которых активно участвуют и сами родители. Задание записать ролик о том, как ребенок учит кого-то из членов семьи, до сих пор остается одним из самых любимых. Общение с иностранцами — еще один способ разнообразить урок. Часто в Петрозаводск приезжают британцы и шотландцы, изучают русский язык и приходят на занятия к ребятам. Для малышей это целое событие, показать свои знания и увидеть, что их действительно понимают. Если занятия проходят дистанционно, то практики с носителями получается еще больше.
Открытые занятия помогают мамам и папам заметить прогресс, а ребенку — почувствовать себя важным, взрослым, умеющим общаться на другом языке, который, возможно, не знаком родителям. Снова дополнительная мотивация.
В заключении отметим, что без мотивации нет осознанной деятельности. Важно понять, какая именно мотивация является ключевой для ребенка (внешняя или внутренняя мотивация) и найти эффективные средства для ее поддержания. Не стоит забывать и о том, что чрезмерные усилия и давление могут нарушить баланс, так называемый оптимум мотивации, и тогда ребенок вряд ли захочет продолжать иностранный язык.