Яндекс.Метрика
Центр "Инициатива"

Мотивация и интерес к иностранным языкам

Главная / Все статьи / Мотивация и интерес к иностранным языкам

Как подтолкнуть ребенка на изучение языков без слез и криков

Любое действие и деятельность существуют только при наличии оптимальной доли мотивации. Независимо от вида (положительная или отрицательная, внешняя или внутренняя, ситуационная или постоянная) мотивация определяется как совокупность факторов и процессов, которые побуждают к жизненно важным целям и направляют поведение на удовлетворение потребностей (Витис Вилюнас, “Психологические механизмы мотивации человека”). В этой статье рассматриваем виды мотивации, находим необходимый уровень и разбираемся, как формировать мотивацию к изучению иностранного языка.

Виды мотивации. Как понять, что ее достаточно?

  • Директор компании поощряет премией наиболее продуктивного сотрудника, учитель ставит хорошую оценку за школьный проект, мама угощает ребенка десертом за выполнение домашней работы, пешеход получает штраф за переход проезжей части в неположенном месте. Все это — примеры внешней мотивации. Как и внутренняя, она побуждает человека к действию, но всегда является результатом влияния факторов со стороны, влияния какой-то ситуации. Поэтому в некоторых трудах ее называют ситуационной. Внутренняя мотивация связана не с внешними стимулами, а с желаниями самого человека. В пример можно привести путешественника, который снимает видео для своего блога в поездках, тратит часы на монтаж и написание сценария. Ему нравится сам процесс, мотивация развиваться в этом направлении живет внутри него.
  • Как внешняя, так и внутренняя мотивация могут быть положительными или отрицательными. Приведем примеры из области обучения иностранным языкам. Положительной внешней мотивацией будет похвала от преподавателя финского языка за верное выполнение задания. Отрицательная внутренняя мотивация — боязнь опоздать на урок и пропустить объяснение интересного материала, игру, активность в группе.
  • Мотивация может быть ситуативной или постоянной. Ситуативную не следует путать с уже рассмотренной ситуационной. Ключевым моментом здесь будет не влияние внешнего фактора, а отрезок времени, в течение которого человек готов выполнять или не выполнять действие. Другими словами, это временная мотивация. Пример — сдать экзамен и поступить в университет. После достижения цели у студента появятся другие мотивы. Постоянная мотивация говорит сама за себя: выполнять действие максимально долгое время. Это как соблюдать правила дорожного движения, чтобы не попасть под машину. Вряд ли кто-то будет следовать этому один день, а на следующий станет подвергать опасности себя или свою семью.

Почему нужна именно оптимальная мотивация? Слишком слабая не подталкивает к действию, а слишком сильная, наоборот, быстрее истощает и снижает продуктивность. В пример можно привести просмотр сериала на английском языке в образовательных целях. Если найти что-то очень простое, после нескольких серий интерес угаснет. То же самое случится и со слишком сложным фильмом не для вашего уровня. Иногда утратить мотивацию можно в случае чрезмерной похвалы. Все больше начинаешь задумываться о своем профессионализме и уникальности, не видишь смысла в дальнейшем росте.

Оптимум мотивации — общепринятый термин, который был введен в психологию после исследований Роберта Йеркса и Джона Додсона. Ученые ставили эксперимент с лабиринтом и животными, пытающимися найти выход под воздействием электрического тока. Еще тогда ученые заметили, что мотивация животных к освобождению была наиболее сильной при средней интенсивности ударов током. Похожий опыт проводили и с группой людей. Им поставили задачу и пообещали денежное вознаграждение, постепенно увеличивая сумму. Мотивация росла до тех пор, пока сумма не становилась слишком большой, что приводило к неуверенности в себе, высокой степени ответственности и боязни сделать ошибку. Так и подтвердилось существование оптимума мотивации, который остается уникальным показателем для каждого из нас.

Советы родителю: как формировать мотивацию к иностранному языку

Если бы напоминания “учи английский, пригодится” работали, к возрасту 16-17 лет, пожалуй, каждый владел бы несколькими иностранными языками. Но, как мы уже обсуждали, внешние факторы не всегда являются достаточными для появления мотивации. Если мама с папой хотят, чтобы у ребенка была внутренняя мотивация, чтобы он сам занимался без напоминаний, нужно обратить внимание на несколько моментов.

Во-первых, как иностранный язык преподается в школе. Вполне возможно, что учитель не успевает уделить внимание каждому, что торопится “прогнать” программу до каникул или забывает об играх в учебном процессе. Это не от того, что учитель не является профессионалом, это просто отдельный способ учить языку. Во-вторых, есть ли в учебном процессе игры. Да, игрой можно мотивировать лучше, чем наставлениями и внешними бонусами. С помощью игры педагог прививает любовь к языку, подогревает интерес. Ребенок чувствует себя не пассивным слушателем на уроке, а активным героем событий, может сам менять реальность и смотреть, что произойдет. В-третьих, сколько времени в неделю ребенок тратит на иностранный язык. Как правило, показатель в 4-5 часов является оптимальным, чтобы школьник не переутомился, но и не забывал пройденное. В эти часы могут входить домашние беседы (если кто-то из родителей владеет языком), просмотр любимых фильмов, чтение книг с мамой и папой, дополнительные занятия с репетитором или в языковой школе.

Теперь более конкретные советы о том, как повышать мотивацию:

  1. Играйте
  2. Путешествуйте всей семьей
  3. Найдите увлекательные дополнительные занятия
  4. Сочиняйте сказки
  5. Переводите мультфильмы
  6. Дайте ребенку шанс пользоваться своими навыками (в путешествиях или дома)
  7. Просите ребенка, чтобы он вас учил
  8. Рисуйте коллажи и плакаты
  9. Отмечайте вместе праздники страны изучаемого языка
  10. Заведите общего друга иностранца

Что делают преподаватели Инициативы

В Центре Инициатива ребята учатся по системе CLIL. Это предметно-языковое интегрированное обучение, когда ученики осваивают язык не как «предмет», а как «инструмент» для изучения других предметов, общения, самовыражения. Дети в буквальном смысле выращивают картофель и сортируют мусор, рисуют карту для иностранцев, приезжающих в Карелию, и снимают фильмы о редких животных, мастерят кормушки и занимаются йогой. Только все это происходит с применением английского (раздел “Проекты” включен в каждую тему красочного учебника), финского или китайского языков. Мотивация повышается, а при этом развиваются не только языковые навыки, но также творческие способности, пространственное мышление, мелкая моторика.
Педагоги также придумывают для ребят челленджи и конкурсы, в которых активно участвуют и сами родители. Задание записать ролик о том, как ребенок учит кого-то из членов семьи, до сих пор остается одним из самых любимых. Общение с иностранцами — еще один способ разнообразить урок. Часто в Петрозаводск приезжают британцы и шотландцы, изучают русский язык и приходят на занятия к ребятам. Для малышей это целое событие, показать свои знания и увидеть, что их действительно понимают. Если занятия проходят дистанционно, то практики с носителями получается еще больше.
Открытые занятия помогают мамам и папам заметить прогресс, а ребенку — почувствовать себя важным, взрослым, умеющим общаться на другом языке, который, возможно, не знаком родителям. Снова дополнительная мотивация.

В заключении отметим, что без мотивации нет осознанной деятельности. Важно понять, какая именно мотивация является ключевой для ребенка (внешняя или внутренняя мотивация) и найти эффективные средства для ее поддержания. Не стоит забывать и о том, что чрезмерные усилия и давление могут нарушить баланс, так называемый оптимум мотивации, и тогда ребенок вряд ли захочет продолжать иностранный язык.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *